Индикатор состояния аккумулятора:
Самый простой и быстрый способ проверить уровень электролита и степень заряда аккумулятора – посмотреть показания индикатора (есть не на всех модификациях аккумуляторов).
Примечание: необходимо учитывать, что индикатор показывает состояние только одной банки аккумуляторной батареи.
Аккумуляторы GS YUASA оснащены трехрежимными или четырехрежимными индикаторами состояния батареи.
Показания четырехрежимного индикатора состояния батареи следует читать следующим образом:
Аккумулятор в норме |
Плотность и уровень электролита аккумулятора в норме. Уровень заряда аккумулятора составляет 70% и более, можно эксплуатировать. |
Требует внимания |
Плотность и уровень электролита аккумулятора в норме. Уровень заряда аккумулятора составляет 50%, желательно подзарядить. |
Требуется подзарядка |
Плотность электролита аккумулятора ниже нормы. Аккумулятор необходимо подзарядить. |
Требуется доливка воды |
Слишком низкий уровень электролита в аккумуляторе. Долейте дистиллированную воду. Проверьте все банки аккумулятора! |
Показания трехрежимного индикатора состояния батареи следует читать следующим образом:
Аккумулятор в норме |
Плотность и уровень электролита аккумулятора в норме. Аккумулятор заряжен, можно эксплуатировать. |
Требуется подзарядка |
Плотность и электролита аккумулятора ниже нормы. Аккумулятор необходимо подзарядить. |
Требуется доливка воды |
Слишком низкий уровень электролита в аккумуляторе. Долейте дистиллированную воду. Проверьте все банки аккумулятора! |
Определение уровня электролита:
1. Необходимо убедиться в том, что уровень электролита находится между отметками "UPPER LEVEL" (верхней линией) и "LOWER LEVEL" (нижней линией).
Примечание: если такой способ проверки уровня электролита невозможен (снаружи не видно линии или корпус имеет непрозрачный цвет), воспользуйтесь следующим способом:
2. В случае, если уровень электролита близок к отметке "LOWER LEVEL", необходимо добавить дистиллированной воды.
Примечание 1: если уровень электролита ниже отметки "LOWER LEVEL", не используйте аккумулятор.
Примечание 2: иногда внутри аккумулятора можно увидеть белый осадок или некоторую взвесь – это нормально. Такой цвет допускается производственным процессом и может являться следствием оседания волокон бумаги с деталей на дне, что никак не влияет на срок службы. Если же электролит имеет темно-коричневый цвет, велика вероятность того, что вследствие неправильной эксплуатации аккумулятора (аккумулятор постоянно перезаряжался, либо наоборот находился продолжительное время в разряженном состоянии) произошла порча пластин. Подобные симптомы проявляются и по истечении срока службы аккумулятора. В таком случае рекомендуем заменить аккумулятор как можно скорее.
Проверка надежности соединения клемм и выводов аккумулятора:
Проверьте надежность прилегания клемм к выводам аккумулятора. Если клеммы болтаются, надежно затяните их прижимными гайками.
Проверка состояния АКБ с помощью диагностических приборов:
1. Цифровые тестеры проводимости
Последнее поколение аккумуляторных тестеров – цифровое (например, Midtronics и Bosch 121). Цифровые тестеры в большинстве случаев позволяют сделать быстрое заключение о текущем состоянии батареи, включая сильно разряженные АКБ. Только примерно в 20% случаев необходимо подзарядить АКБ перед проведением испытания.
Данный вид тестеров способен определить находится ли батарея в хорошем состоянии, нужно ли ее подзарядить или пора ее менять.
Примечание: Это предпочтительный метод проверки АКБ, так как он не разряжает батарею в процессе тестирования. Он проще, быстрее и безопаснее.
Как отмечено многими производителями АКБ, в аккумуляторной отрасли произошла некоторая неразбериха по поводу результатов испытаний эксплуатационных характеристик батарей, полученных цифровыми тестерами, использующими технологию проводимости.
Важно, чтобы назначение цифровых тестеров понималось пользователями правильно:
Цифровые тестеры не предназначены для измерения тока холодной прокрутки (CCA) НОВЫХ аккумуляторных батарей, - они разработаны для проверки и оценки состояния бывших в эксплуатации АКБ. Любые показания ССА или текущего состояния (state of health) батареи не могут считаться полностью достоверными.
Международные стандарты - основной ориентир для производителей АКБ
Все серьезные производители автомобильных аккумуляторных батарей разрабатывают свою продукцию с учетом требований международно принятых стандартов, таких как BCI / SAE (американский), EN (европейский) и JIS (японский).
Например, процедура испытаний производительности батарей согласно европейского стандарта EN 50342:2006 занимает минимум 12 рабочих дней и требует наличия значительного количества профессионального испытательного оборудования.
Стандарт EN 50342:2006 внес еще большую путаницу на рынке, указав 2 методики испытания тока холодной прокрутки на соответствие стандарту, что непонятно конечному пользователю, не имеющему полного доступа к расшифровке кода ETN.
EN1 - испытание при -18°С 10 сек до 7,5В, 10 секунд отдых, затем 60% тока до 6В, где время должно быть более 73 секунд. EN2 - испытание при -18°С 10 сек до 7,5В, 10 секунд отдых, затем 60% тока до 6В, где время должно быть более 113 секунд.
Показатели батареи, конечно, зависят от ее конструкции, но, например, АКБ с током холодной прокрутки в 1000А согласно EN1, будет иметь только 920А по EN2. Информация о том, по какой именно методике тестировалась АКБ на данный момент содержится в номере ETN, например код 550 034 050 расшифровывается так:
550 = > номинальное напряжение - 12 В, номинальная емкость - 50 Ач 034 = > индивидуальный код, который дает информацию о типе крышки, сроке службы, виброустойчивости, а также методике испытаний АКБ (EN1 или EN2). 050 = > ток холодной прокрутки - 500А
В настоящее время существует около 2 000 индивидуальных номеров АКБ от разных производителей и пользователей, зарегистрированных в базе данных ETN. Без доступа к списку покупателю не понятно по какой методике, EN1 или EN2, указан ток на батарее.
Преимущества
В последние 10 лет сравнительно недорогие тестеры проводимости появились на рынке. Данные тестеры определяют внутреннее сопротивление АКБ, используя принцип измерительного моста Уитсона (который вы, возможно, помните со школы). Основное преимущество таких устройств заключается в том, что они имеют компактные размеры, просты в обращении и выдают результат через несколько секунд без риска образования искр, характерных при проведении традиционного испытания нагрузочной вилкой.
Недостатки
Недостаток тестеров проводимости заключается в том, что все они используют один алгоритм расчета ССА, основанный на измерении показаний внутреннего сопротивления батареи. Значения, выдаваемые такими тестерами не совпадают с показаниями, полученными в лаборатории на профессиональном испытательном оборудовании, где АКБ физически разряжаются под реальной нагрузкой высоким током при температуре в -18°С. Из-за разницы в применяемых технологий производства АКБ установить точное соотношение между внутренним сопротивлением и реальной производительностью полученной в лаборатории представляется невозможным.
Лабораторные испытания показывают, что алгоритм, используемый в тестерах проводимости, отбраковывает АКБ, конструкция которых была оптимизирована для увеличения срока службы и надежности, а не для увеличения стартерных токов (например, АКБ оснащенные микропористыми пластинами с более высокой плотностью и толщиной намазки).
При испытаниях новых АКБ можно увидеть совершенно разные показания, которые находятся в прямой зависимости от используемой конструкции пластин и плотности электролита. Значительно отличающиеся друг от друга показания можно получить и на тестерах разных марок. Так решетки, изготовленные по технологии вытяжки, дают более высокие показания, чем литые решетки, так как у литой решетки - рамочная конструкция. Размер решетки можно уменьшить и сделать ее толще для того, чтобы активная масса проникала в нижнюю часть пластины. Эта разница в конструкции дает разные показания проводимости, в то время как тестер рассчитывает показания ССА основываясь на стандартной формуле расчета. Испытание новых АКБ более сложный процесс. Так, например, испытание по стандарту EN 50342 требует, чтобы АКБ поступали на испытание только после нескольких циклов заряда-разряда, что изменяет проводимость пасты и, таким образом, вызывает больше вариаций в данных выдаваемых тестером.
По этой причине GS YUASA и другие производители АКБ рекомендуют, чтобы испытания на подтверждение соответствия новых АКБ стандартам EN или BCI проводились только в лабораторных условиях, а цифровые тестеры проводимости не использовались для измерения характеристик не бывших в эксплуатации батарей.
2. Разрядные тестеры (HRD)
1. Измерьте напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) батареи с помощью цифрового вольтметра или мультиметра. Чтобы получить стабильные показания, проверяемая батарея не должна эксплуатироваться или заряжаться минимум за 3 часа до проверки напряжения.
2. Если напряжение ниже 12,4 В, то зарядите АКБ с помощью зарядного устройства.
3. С помощью разрядного тестера дайте токовую нагрузку равную половине значения тока холодной прокрутки (ССА) по стандарту SAE на 15 секунд (например, разрядите АКБ на 600 А нагрузкой в 300 А). Следите за напряжением в это время и запишите напряжение через 15 секунд. Используйте при этом апробированный калиброванный тестер.
4. Если напряжение через 15 секунд стабильно и выше 9,6 В, то батарея исправна и находится в удовлетворительном состоянии.
5. Если напряжение ниже 9,6 В через 15 секунд и нестабильно (обычно быстро падает), АКБ нужно заменить.
Примечание: Данный способ проверки дает точный результат только на полностью заряженной АКБ. Общая ошибка – использовать этот способ на разряженной АКБ и делать вывод о том, что АКБ неисправна, так как какая-либо из ячеек «закипела». «Кипящая» ячейка в разряженной АКБ не всегда означает, что АКБ имеет заводской брак.
3. Нагрузочные вилки
Стандартная нагрузочная вилка имеет два зубца, которые прижимаются к верхней поверхности клемм аккумулятора, и простой вольтметр для проверки напряжения разряда.
Мы не рекомендуем использовать данный вид тестеров:
- Они потенциально опасны, так как большинство из них вызывают искрение в момент когда зубцы прижимаются к клеммам.
- Нагрузка остается одинаковой для всех размеров АКБ, так что они не дают точного представления о ее состоянии.
- Они дают недостоверные результаты на разряженных АКБ.